Наш Серпухов

Наш Серпухов

Сайт города Серпухов: новости и события.

Home Серпуховские вести Новые стандарты в системе образования

Новые стандарты в системе образования

E-mail Печать PDF

Новые стандарты в системе образованияС 1 сентября в России начнут действовать федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы.

Новые стандарты «стартуют» в первых классах. Хотя само слово «новые» имеет смысл только для работников образовательных учреждений: детвора-то идет первый раз в первый класс, и для нее все - в новинку!

Начальная школа — весьма ответственный этап в жизни вчерашнего «дошколенка». Расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении: систематическое обучение диктует совсем другие жизненные ритмы.

Не секрет, что в недалеком прошлом главной целью начального образования считали успешное обучение каждого ребенка чтению, письму, счету. Сегодня пальма первенства отдается так называемому деятельному подходу. Образовательные программы, количество часов по предметам останутся прежними - изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов, полученные знания не должны быть «мертвым грузом»: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен не просто запоминать «льющуюся» на него информацию, а научиться применять полученные знания на практике.

Новые стандарты в системе образованияК примеру, первокласснику дается текст про конкретное животное: где живет, чем занято в течение дня, какие опасности его подстерегают... Затем задают вопросы и по окружающему миру, и по математике, и по литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Героем каких произведений является? В первом классе оценок не ставят. Так что познающему мир маленькому человеку позволительно слегка ошибиться в рассуждениях - не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное - извлечь из одного текста максимум полезной информации. Родители не должны бояться такого подхода и воспринимать его как чрезмерную нагрузку для их любимого чада. По сути, знания ребенок получает те же самые, но не как абстрактный набор фактов, а пытается анализировать, проговаривать, правильно задавать вопросы. Этому педагоги обязаны учить, начиная с первого класса. В этом, по мнению разработчиков, и состоит одна из идей новых стандартов.

Невозможно потребовать от старшеклассника умения рассуждать, писать эссе, если с детства он только и делал, что зубрил.

- В школах нашего города учителя работают по следующим программам: «Школа России», «Школа 2100», программа Л.В. Занкова, «Школа XXI век», программа Эльконина-Давыдова. Что собой представляет каждая из них, родители могут узнать заблаговременно в той школе, которую «облюбовали» для своего ребенка. Исчерпывающую информацию можно получить в Учебно-методическом Центре, - рассказывает его директор Нэлли Федоровна Заборская. — Для работы по новым стандартам учителя прошли специальный курс обучения, включая семинарские занятия. Жаль только, что в городе не было «пилотных» школ, где эти стандарты можно было бы апробировать... Не секрет, что любое нововведение связано с определенными сложностями.

Принципиальное отличие новых стандартов от «старых» - появление, помимо уроков, дополнительного внеурочного времени, которое ребенок проводит в школе: не более 10 часов в неделю. Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, секции, факультативы. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, ребята смогут проявить себя в художественном творчестве, съездить или сходить на экскурсии, позаниматься спортом, выплеснуть накопившуюся энергию в подвижных играх. Сидеть за партой несколько уроков кряду для вчерашних неуемных дошколят тяжело и физически, и эмоционально. Предполагается, что внеурочные занятия будут вести как школьные учителя, так и педагоги дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству, изобразительному искусству, музыке, вокалу, хореографии, тренеры спортивных секций.

- «Рабочий» день первоклассника может быть организован двумя способами: либо дети уходят после уроков домой, обедают, отдыхают и снова возвращаются в школу, либо обедают в школе по окончании уроков и приступают к внеурочным занятиям. Наши родители предпочли второй вариант, - поясняет директор школы №1 Ирина Мечеславовна Константинова. — Правда, возможна нехватка площадей, когда одни первоклассники станут второклассниками, затем — третьеклассниками. Да плюс ко всему часть школ работает в две смены. Нужно быть готовым к этому.

Кроме того, у многих «детсадовцев» годами выработался режим дня с обязательным послеобеденным сном. Став школярами, они, тем не менее, не отказывают себе в удовольствии вздремнуть после уроков. Вопрос, сможет ли школа обеспечить необходимое количество «спальных» мест, пока остается открытым.

И все же занятость ребенка большую часть дня, организованная школой, многими оценивается положительно. Ведь

порой родители с утра до позднего вечера на работе, а дети предоставлены сами себе: как говорится, с ключом от квартиры на шее и с пакетом чипсов в руках. И не безопасно, и вред здоровью!

Другое дело, когда дома днем есть кто-то из взрослых. Тогда возникает резонный вопрос: как быть тем первоклассникам, которые уже учатся в художественной или музыкальной школе, где занятия проходят 4-5 раз в неделю? Скорее всего, придется «перекраивать» расписание. Некоторые родители считают, что ребенку лучше отдохнуть после уроков дома, погулять, спокойно сделать уроки, не откладывая их на вечер, когда уже и сил не осталось. Во всяком случае, в этом деле нужен индивидуальный подход по «медицинскому» принципу: не навреди! Как будет на практике - покажет время.

А еще родителей будущих первоклашек волнует вопрос: как быть с учебниками?

- Повода для беспокойства нет, - заверила директор УМЦ Нэлли Федоровна Заборская.

- Все первоклассники будут обеспечены учебниками, поэтому заранее ничего покупать не нужно. Ведь даже при внешней схожести обложек содержание может существенно различаться.

Говоря о новых образовательных стандартах, не следует забывать главное: личность учителя. Педагог должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, способным повести за собой в страну знаний. Это очень ответственно: первый учитель.

 

Комментарии  

 
0 # 12.08.2011 00:48
Люди что происходило с форумом ?
2 дня не открывался...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

твиттер Народныго наблюдателяНародный наблюдатель вконтактеНародный наблюдатель страница в одноклассникахНародный наблюдатель страница на фейсбукканал на youtube

Выборы - вся правда о депутатах Серпухова


Баннер
Баннер
Баннер

Цитата

Я за прямые выборы. В чём преимущество? Знаю человека, за которого голосую. Знаю потом, с кого спросить. Выборы – это очень личный вопрос, нельзя перекладывать его решение на чужие плечи
Михаил Викторович Климанов, слесарь

Последние комментарии

Скачать газеты в PDF