Наш Серпухов

Наш Серпухов

Сайт города Серпухов: новости и события.

Home Новости Общество Серпуховское медицинского училище. Интервью.

Серпуховское медицинского училище. Интервью.

E-mail Печать PDF

Серпуховское медучилищеС какой стороны ни коснись серпуховской старины, непременно затронешь историю отечественной медицины. В Серпуховском уезде врачевали известные всей России А.П.Чехов, И.Г.Витте, П.И.Куркин, профессор А.Ф.Шнейдер, великий хирург 1930-х С.С.Юдин.

Память о многих людях-легендах, служивших вечной профессии, больше всего сохранила бывшая городская усадьба графини М.Ф.Соллогуб на улице Калужской. С 1864 года сюда вселился дух милосердия и благотворительности, когда хлопотами графини были открыты лечебница, школа и приют. Позже, перед Первой мировой войной, готовили здесь по ускоренной программе на курсах Красного Креста сестер милосердия.

В традициях графини М. Ф. Соллогуб

Первыми преподавателями открывшегося 30 октября 1930 года медицинского политехникума стали практикующие врачи, выдающиеся серпуховские доктора. Среди них были основатель туберкулезного диспансера и его бессменный главный врач И.Я. Гончарж, фронтовик и к тому же знаменитый книжник; уникальный диагност Г.И. Сипитинер, создавший в городе профессиональную терапевтическую службу; король провинциальной нейрохирургии А.Г. Залога, педиатр М.А. Соколова, Герой Социалистического труда и депутат Верховного Совета РСФСР четырех созывов; физиотерапевт А.М. Матусевич, хирург П.Т. Тихомирова, эндокринолог П.М. Каминский, акушерыгинекологи А.И. Зяблов и В.Ф. Бочаров, фармаколог Н.К.Печёнкин… Доктора-практики на личном опыте испытывали острую потребность в среднем медперсонале, потому самоотверженно, помимо лечебного дела, отдавали себя обучению студентов. Исай Яковлевич Гончарж в училище сначала директорствовал, а потом заведовал учебной частью.

Серпуховское медицинское училище

- Всегда считалось престижно работать в медицине и преподавать, - отметила директор Серпуховского медицинского училища Людмила Александровна Колобина, у которой большая практика детского хирурга и тридцать лет стажа преподавателя хирургии. Впечатляющие нововведения в училище появились именно при ее директорстве. - Мы - консерваторы старых добрых традиций, которые, как известно, держатся на педагогах, а в нашем коллективе – это целая плеяда многоопытных профессионалов.

Не одно поколение студентов воспитали Валентина Григорьевна Антипова, Вячеслав Георгиевич Мышляев, Галина Николаевна Парамонова, Светлана Петровна Кочевова. Преподают в училище практикующие врачи Елена Вячеславовна Качаровская, Екатерина Робертовна Квасова, кандидат медицинских наук Александр Викторович Селявко. Благодаря им инновационные педагогические технологии - не просто термин.

Серпуховское медицинское училище

Любовь Павловна Чичерина, заместитель директора училища по практике, когда-то училась в этих стенах, а сразу после выпуска, почти сорок лет назад, начала здесь работать. Эта выпускница словно олицетворяет собой связь времен, преемственность поколений. Основам сестринского дела обучают студентов бывшие выпускники училища Нина Петровна Дубовская и Людмила Викторовна Блохина. Заведующая отделением ортопедической стоматологии Ирина Викторовна Брагина в прошлом работала в детской поликлинике и становилась победителем областного конкурса медсестер. Более 25 лет преподает в училище анатомию выпускница акушерского отделения Любовь Викторовна Леонова, кандидат педагогических наук. Выпускники училища, став преподавателями, имеют возможность сравнивать, многое вспоминая из собственной студенческой юности, и это очень сближает педагогов и воспитанников. Выпускниками училища были Елена Владимировна Манохина, заведующая отделением «Лечебное дело», Надежда Викторовна Кудряшова, преподаватель основ сестринского дела, Татьяна Петровна Ефремкина, преподаватель сестринского дела в хирургии.

Чтобы полноценно научить, нужно уметь показать и рассказать свои случаи из практики. А чтобы студент осознал медицинский термин или определение, преподаватель должен уметь всё объяснять на житейских примерах. Без личного практического опыта в медицине это едва ли получится. Требовательность преподавателя к своим воспитанникам - одна из стародавних традиций. Так уж повелось, что в процессе обучения у студента-медика не должно быть пропущенных тем. Даже если он отсутствовал на занятиях, он не может сказать: «Меня тогда не было». Пропущенную тему он обязан освоить и сдать.

«Светя другим, сгораю сам»

Предрасположенность к профессии для медика важнее, чем для кого-либо.

- В медицину в большинстве своем приходят те, кто не представляет себя в иной сфере деятельности, для кого медицина - мечта. Я, например, свою дочь отговаривала поступать в медицинский, на себе испытав все сложности этой профессии. Но дочь, которая с раннего детства вместе со мной ходила на работу, которая выросла в среде медиков, конечно же, не послушалась, - призналась Светлана Евгеньевна Селищева, бывшая выпускница училища, а теперь преподаватель сестринского дела, акушерства и гинекологии, заведующая библиотекой и исследователь фондов музея истории медицины. – Мне в свое время раскрыла профессию акушерки и научила ее любить наш преподаватель Галина Николаевна Парамонова, которая была очень известным в Серпухове акушеромгинекологом, оперирующим хирургом. На девятом десятке она и сегодня продолжает учить студентов. Из поколения в поколение такими преподавателями, как она, в студентах воспитывается убеждение, что выпускнику Серпуховского училища надлежит быть на голову выше остальных. Сегодня поступающие на наше акушерское отделение должны пройти психологическое тестирование на принадлежность профессии. Кроме серпуховичей у нас учится много чеховских, подольских, тульских ребят и, как это ни удивительно, есть среди студентов даже москвички! При том что в Москве восемь медучилищ плюс медколледжи. Диплом нашего училища - это высокое реноме специалиста и в Москве, и в Подмосковье, а в последние годы даже за пределами России, - с понятной гордостью подчеркнула С.Е. Селищева.

Серпуховское медицинское училище

Программа обучения, конечно, обновляется. В учебном плане появились фтизиатрия, основы реаниматологии, основы реабилитации, больше часов отведено иностранному языку. В 1980-х годах, а тем более восемьдесят лет назад, никто и не слышал о таком предмете, как биомедицинская этика, а в обществе представления не имели о таких понятиях, как эвтаназия или суррогатное материнство. Несколько лет назад студенты начали изучать такую дисциплину, как «Планирование семьи».

Удивительно, но медики, имеющие дело с практической анатомией, больше, чем кто-либо другой, знают, что такое душа, божий промысел, небесная кара, таинство зарождения новой человеческой жизни.

Серпуховское медицинское училище

Гуманность, высокая культура, сострадание, самопожертвование, милосердие становятся для медика органикой, а не философскими категориями. Всё это хорошо - беспримесная доброта, дар сопереживания, готовность разделить чужую боль и другие ментальные составляющие настоящего медика. Но меня всегда поражало другое: как можно запомнить каждую мышцу, каждый нерв, чтобы сдать анатомию? С чрезвычайной, феноменальной памятью рождаются редко.

- На своих занятиях по психологии я уделяю большое внимание изучению законов памяти, особенностям механизма запоминания. Стараюсь передать свой опыт студентам в умении включать долговременную память. Медикам это особенно необходимо. Материал, который необходимо освоить, настолько обширный, что если не учил, не готовился, не запоминал, то общий кругозор не выручит, на импровизации и артистичном изложении не выедешь, - убеждена Татьяна Григорьевна Офицерова, заведующая отделением «Сестринское дело». - Умение быстро и много запоминать – часть требований профпригодности.

Не кто иной, как медики, представляют самую «международную», интернациональную и самую гуманную профессию. Где-то на генетическом уровне в нас живет вера в то, что наследники Гиппократа, подопечные бога Эскулапа, врачевателя из римской мифологии, - люди особые, почти безукоризненные, к тому же знающие о наших изъянах больше, чем мы сами. И дар самообладания необходим медику больше, чем кому-либо. Как и стремление к самосовершенствованию. Гуманность, высокая культура, сострадание, самопожертвование, милосердие должны быть для медика органикой, а не философскими категориями. Самая древняя, благородная и таинственная профессия посвящена исцелению и облегчению страданий. Этой вечной профессии никогда не может быть много, как невозможно перенасытить жизнь милосердием. - Случается, тем не менее, что рынок труда оказывается перенасыщенным отдельными специальностями. Например, фармацевтами, - возразила директор медучилища Людмила Александровна Колобина. - В 1989 году у нас на двадцать лет приостановилась подготовка акушерок, поскольку демографическая яма сделала эту специальность избыточной. Были годы, когда почувствовалось перепроизводство зубных техников, и мы сократили набор на отделение ортодонтической стоматологии. Приостановили мы пока и подготовку косметологов. Но специальность «Косметология и визажное искусство» включена в программу обучения студентов отделения «Сестринское дело» повышенного уровня. А вот наши выпускникифельдшеры всегда были нарасхват и на станциях «скорой помощи», и в бригадах медицины катастроф, созданных при МЧС. Кстати, это чисто российское изобретение - фельдшер. В Европе и за океаном такая специальность неведома, а в России быть фельдшером стало престижно. Всегда высокая котировка была у наших выпускников отделения «Лечебное дело». А теперь мы готовим и фельдшеров повышенного уровня, которые осваивают дополнительные дисциплины, учатся на год дольше и потом практически не отличаются от врачей. Да и медсестры всё больше соответствуют европейскому стандарту, который предполагает не только исполнение назначений врача, но и умение самостоятельно поставить диагноз, оказать ургентную помощь, вести сестринскую историю болезни.

Наследники Эскулапа

Со студенчества, с клятвы Гиппократа студенты познают и поддерживают профессиональные традиции, включая стародавние ритуалы, приметы, подтвержденные закономерностями, обереги, древние и совсем новые. Идущие на практику, например, никогда не говорят: «Счастливого дежурства!» Не положено желать всего хорошего в этом случае, чтобы не было неприятностей. Часто срабатывает так называемый «закон парности»: если в дежурство поступает больной с какой-то патологией или травмой жди следующего пациента с таким же диагнозом. Если хирургическая сестра, направляясь на операцию, выронила инструмент, особенно острый, режущий, то ни в коем случае нельзя его поднимать. На него следует наступить, чтобы исключить неблагополучный исход. Перед экзаменом полагается трижды обойти учебное заведение и обязательно погладить входную дверь, высунуть в окно зачётку и прокричать: «Халява, ловись!» Перед дверью в аудиторию, где сдают экзамены, надо трижды сказать: «Господи, помяни царя Давида и всю кротость его!» Тоже срабатывает. Для успешной учёбы заказывают молебен Серафиму Саровскому, ставят свечки иконе «Прибавление ума».

Серпуховское медицинское училище

Неотъемлемая часть жизни студентов-медиков - волонтерская работа. Никто не заставляет, например, опекать отказных детей в больнице, куда студенты ходят по зову души. Это традиция не менее древняя, чем приметы-обереги. В медицине не должно быть людей, равнодушных к чужим страданиям. Милосердие неизбежно приводит к поискам высшего смысла жизни. Чаша милосердия

Двадцать лет назад преподаватели медучилища начали создавать музей истории медицины Серпуховского района. Волей случая музей разместился в стенах Распятского монастыря, незаурядного памятника зодчества ХVIII века, купол которого напоминает опрокинутую с небес чашу милосердия, а в интерьерах до сих пор сохранился стойкий запах ладана.

Серпуховское медицинское училище

Антон Павлович Чехов, писатель, вышедший из белого медицинского халата, мечтал в свое время «упрятать себя на всю жизнь в келью какого-нибудь монастыря, прислушиваться к печальному звону и писать историю медицины в России». Бывают же такие совпаденья… Новые поколения наследников первой профессии А. П. Чехова пишут историю медицины Серпуховского уезда языком предметного мира экспозиций, один из фрагментов которой, конечно же, посвящен доктору Чехову.

Казалось бы, что может быть нового в экспонатуре? Стетоскопы земских докторов, аптекарские весы, сигнатуры, флаконы, дорожные аптечки, ну, конечно, старинные фотографии, книги, документы. Но все эти осколки старины, штрихи эпохи, типологические предметы обладают собственной легендой, неповторимой, как человеческая судьба, отраженная в зеркале времени. Выпускник училища Н. В. Романов подарил музею медицины один из первых экспонатов - аппарат для прогревания, который использовал его дядя - военный врач И. И. Гольдберг, погибший под Кенигсбергом. Среди недавних поступлений - родильная кровать 1930-х из коншинской больницы на Красном Текстильщике. Удачей стало приобретение дневниковых записей горничной, долгое время служившей в семье А. Г. Залоги. Собирается уголок военно-полевой медицины, уголок старинной аптеки. Каждый дипломник выполняет поисковую работу о выпускниках, а их

в 80-летней истории учебного заведения были тысячи. Так что возможности пополнять фонды музея, где собрано более тысячи экспонатов, не ограничены.

Экскурсии по музею проводят и сами студенты. Владеть экспозиционным материалом - одно из условий профпригодности. Даже если это покажется и неожиданно связанным, как, например, решение некоторых загадок российской истории с помощью медицинского диагноза. Когда-то, работая над диссертацией «Врачебное дело в России», А. П. Чехов сделал открытие, которым был чрезвычайно горд: «У настоящего царевича Дмитрия была наследственная падучая, которая была бы и в старости, если бы он остался жив. Стало быть, самозванец был и в самом деле самозванцем, так как падучей у него не было. Сию Америку открыл врач Чехов.»

Первая исследовательская работа по психологии, которую выполняют с недавних пор все студенты медучилища, посвящена изучению своего генеалогического древа, выявлению генетически наследственных факторов. Осмысление семейных преданий, истории семейных реликвий приучает оценивать события, явления, факты в совокупности, во взаимозависимости, в причинноследственной связи, без чего не обойтись в медицине.

Тысяча экспонатов - это не тысяча мелочей. Музейные подробности собираются по крупицам. Это невероятно трудно. Потому что заповедная старина безжалостно сокрушается, и если даже по не знанию, а не по злому умыслу, - от этого не легче.

Сегодняшние студенты уже неоднократно становились свидетелями мистически-бытовых загадок, преподносимых таинственным пространством бывшего Распятского собора. На втором этаже пытались проводить дискотеки. Но установка то падала, то выходила из строя. Словно высшие силы упреждают: мирские развлекаловки не дозволительны в этих святых стенах. …По соседству с музейным залом шел урок латыни. Взгляд невольно скользнул в уголок экспозиции, посвященный античности. Вечность в мгновении и миг в пространственном измерении вечности. Что узнают через десятки столетий о сегодняшних эскулапах? Что переживет века и предстанет стенограммой из отмерших времен? Как и чем будут исцеляться наши потомки, которых мы сегодня и вообразить-то не можем? Однозначно одно: какие бы кризисы и катаклизмы не сокрушали действительность, никогда не исчезнет магия святого ремесла, магия места, магия формы и содержания.

Марина ОРЛОВА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

твиттер Народныго наблюдателяНародный наблюдатель вконтактеНародный наблюдатель страница в одноклассникахНародный наблюдатель страница на фейсбукканал на youtube

Выборы - вся правда о депутатах Серпухова


Баннер
Баннер
Баннер

Цитата

Ну как доверить депутатам решение такого важного вопроса? Они же без конца между собой ругаются, никакого позитива, работы никакой – одни склоки. Только прямые выборы!
Зоя Емельяновна и Николай Максимович Бабенковы, микрорайон им. Ногина

Последние комментарии

Скачать газеты в PDF