Серпухов накануне выборов сотрясают разные события. Тихое лето ознаменовалось горячими проблемами, и главный бой еще предстоит. Горожанам очень скоро придется решать свою судьбу на первых «кривых» выборах. Как не ошибиться и не «сдать» родной город? Мы продолжаем беседовать с Павлом Залесовым на тему выборов и политики.
- Павел Николаевич, вы замечаете, что город готовится к выборам?
- Это очень заметно среди политических элит, а вот среди жителей никакого напряжения и особого интереса нет. Наверное, потому что прямые выборы своего мэра, главы, градоначальника - как угодно называйте - отменены. Нет участия в процессе - нет интереса. Система управления страной, которая сегодня выстроилась: фактическое упразднение местного самоуправления, самые важные полномочия муниципалитета забрали областным законом, соответственно забрали финансы, учреждение повсеместно чиновничьей вертикали, вертикали власти в лице сити-менеджеров - неместных, появившихся на территории непонятно почему, - приводит к тому, что мнение большого начальника, а не мнение жителей будет окончательным в решении самых важных задач - застройки города, предоставлении земли, контроле над самыми прибыльными предприятиями города - тепло-водо-энергоснабжения.
Не могу не отвлечься от темы, очень больной вопрос. Сейчас в прессе идет нездоровый заказной ажиотаж по поводу уголовного преследования директора «Серпуховской Теплосети» Евгения Николаевича Скуратова. Ему вменяют «серьезнейший» эпизод: он, по мнению следствия, совершил преступление - получал премию в размере 12 тысяч рублей. По этому «ужасному» факту - нашли, к чему прицепиться - возбудили уголовное дело!
Если уж так засела у кого-то в мозгу эта премия, хотя директор предприятия, которое он вывел в прибыльные за четыре года, на котором работают более 800 человек, которое постоянно улучшает показатели, модернизирует старые котельные и строит новые (а не держит людей без горячей воды месяцами, как соседнем районе) вполне эту премию заслужил, можно указать ему на этот факт и вычесть потом ее из зарплаты, к примеру. Но те, кому очень надо захватать Теплосеть (чит. в предыдущем номере «Серпуховская Теплосеть: захват неизбежен» - прим.ред.), не отступают от своего намерения - дело на директора Скуратова возбудили, когда тот лежал в больнице после всех передряг, сотрясающих предприятие.
20 июля Скуратов выдвинулся в депутаты, а 21 июля его уведомили о возбуждении в отношении него уголовного дела. Так намекнули, что не надо поднимать шум по поводу увода предприятия из городского имущества... Разумеется, эти два события связаны между собой. И старая пословица: был бы человек, а статья найдется, - в действии. Вот премия 12 000 рублей в месяц не понравилась, надо уголовное дело сразу возбудить. При этом напомню, что бывший директор МУП «Комбинат благоустройства» Светлана Бочкарева, своровавшая миллионы рублей на асфальтировании городских дорог и дворов, до сих пор радуется жизни работая в Министерстве ЖКХ Московской области, куда ее пристроил бывший министр Павел Жданов, и никто никаких уголовных дел не возбудил, хотя я лично обратился с заявлениями по выявленным фактам хищения во все возможные инстанции, включая Генеральную прокуратуру России.
- Ваше возмущение и недоумение, наверняка разделяют и жители города. И к Теплосети и сложной ситуации захвата предприятия мы обязательно вернёмся на следующих полосах газеты. Но сейчас хотелось услышать Ваше мнение о предстоящих выборах в Серпухове. Скажите, явка на эти выборы будет невелика?
-У нас более 90 000 избирателей. Если придет хотя бы 20 тысяч - будет просто счастье. Вся политика Московской области последних периодов, где работают такие «кадры» как зампред Правительства в возрасте 30 с небольшим лет - Михаил Михайлович Кузнецов, заточена на то, чтобы явка была минимальной, чтобы голосовали одни бюджетники под строгим присмотром своих руководителей и за правильных кандидатов. Живой интерес отсутствует.
Жители и так скептически относятся к выборному процессу, говорят, что исход выборов предрешен заранее, все куплено. Даже в 2010 году нам было сложно убедить людей, что от их воли зависит многое. Как видите, тогда Серпухов голосовал так, как он захотел сам.
Этим наш город отличается от других — у нас слово «свобода» еще что- то значит. В 2010 году я доказал, что можно побеждать и без грязных технологий, и без олигархических денег, просто потому, что ты работаешь ради людей и ради блага своего родного города. Вот и все. Сейчас ситуация «убита».
-На выборы жители не пойдут, интереса нет, зато кандидаты идут в избиркомрыбными косяками...
- Это легко объяснить. Сегодня последний рубеж передела городского имущества. Мотивации у всех абсолютно разная. Есть патриоты города, которые связывают с Серпуховом свою будущую жизнь, жизнь своих детей. Мне кажется, таких кандидатов более половины. Это люди со светлыми идеалами, за их спинами не стоят толстосумы, криминалитет, рейдерские группы.
К сожалению, последние не дремлют, их марионетки прошлого созыва досиживают последние дни в депутатских креслах, но есть намерение их там оставить и пропихнуть новеньких.
Злые языки утверждают, что депутатское кресло от правящей партии стоит 2 миллиона рублей. Вторая половина кандидатов, увы, заряжены олигархами и рейдерами. Партии, кроме «Единой России», не имеют денег даже на то, чтобы создать свой предвыборный штаб. А значит ищут спонсоров за будущие преференции, если их кандидат проходит в число депутатов.
Кандидат, ставший депутатом, знает, чьи интересы его посадили отстаивать, и сколько он стоит. Причем серпуховская политическая палитра столь пестра и разнообразна, что кланы и группы перемешаны с партиями и образуют причудливые узоры.
Например, два клана - шелудяковский и ермаковский - имеют своих людей и в «Единой России», и в других партиях на всякий случай. Они запускают и дублеров - одномандатников-самовыдвиженцев.
Сам Ермаков - яркий пример поговорки «где тепло, там и родина». Был в «Единой России», затем, почуяв выгоду, вышел из партии, примкнув к куршавельскому лидеру-олигарху Прохорову и его партии. Когда там не выгорело, в обход партийного Устава ЕдРа, запрещающего в течение трех лет восстанавливаться в партии, вновь купил себе место в Серпуховской «Единой России».
Ясно, что родина у Ермакова не в Серпухове, сам он неместный, скрытный (никто не знает его родителей, например), но алчно ищущий выгоду там, куда его прибило. Человек привык все решать путем покупки, но никакой социальной политики здесь нет, потому что в ней нет прибыли - одни расходы на лавочки и клумбы. Но Ермаков, поставив десяток лавочек, прибирает к рукам целые дома, приводя их в свою управляющую компанию.
Про команду Шелудякова все давно понятно.
Будет возможно, еще и команда действующего и.о. главы подольчанина Жарикова - административный ресурс. Он будет заставлять голосовать за «нужных людей». Пока, по всей видимости, нужными для него стали рейдеры-шелудяковцы.
- Будут ли эти выборы «черными»? Будут ли вбросы, карусели и прочее? Ведь, как ни крути, сейчас кандидаты олигархов и рейдеров в одной лодке. Они не могут ее раскачивать.
- Без черных технологий не обходятся ни одни выборы. Наш город всегда имел свое мнение, и больше всего на свете мне бы хотелось, чтобы Серпухов оставался свободным и самостоятельным.
Я к этому приложил немало усилий, когда противостоял попыткам захвата или продажи какого-либо городского имущества. Город должен сам выбирать себе власть, чтобы она отбивала попытки захвата, который мы сейчас, при новой власти, к сожалению, наблюдаем.
Думаю, чтобы не возбуждать город лишний раз, к нам привезут КОИБы. Это автоматические электронные ящики для голосования. Типа, смотрите, люди, все честно. На самом деле электронный ящик заранее можно так запрограммировать, что он выдаст нужное количество голосов за нужного кандидата. Для этого нужен всего лишь один мальчик - программист.
КОИБ — хуже любого нарушения на выборах, так как исключает ручной пересчет бюллетеней. На Запада давно отказались от автоматических ящиков, посчитав, что они губят сам принцип выборов. Теперь КОИБы пришли в Россию.
Про 146 процентов не буду напоминать. И тогда исход выборов предрешен, а вера людей в честность и справедливость будет окончательно похоронена.
- Вы не упомянули главного городского недоброжелателя - Шестуна. Он пока на этих выборах никак не проявился?
-Уверен, он «вложился» в часть коммунистического списка. Александр Вячеславович никогда не останется в стороне любого городского события. Он в некоторой степени причастен к моему отстранению, его уши и деньги торчат из многих событий. Не осталась в стороне и его кума - Лидия Антонова, лидер подмосковной «Единой России».
Шестун обязательно будет подпрыгивать и манипулировать. Ему на самом деле очень страшно, потому что он следующий в списке на вылет, но к нему, скорее всего придут с наручниками. Хотя как-то получается, что не приходят. Как обычно приходят к тем, кто слишком долго и много воровал. Но он, пока, по всей видимости, четко соблюдает правила игры: «бери по чину, взял много - откати старшим», «своровал - поделись», и при любой власти эта схема работает. Шестун - именно системный человек, он прекрасно в нее вписан. За что его и ценит тот же зампред Правительства области М.М. Кузнецов.
Шестун конечно, будет «делать аналитику», но вся она крутится вокруг того, что он самый лучший кандидат и вообще просто самый лучший. Вот и вся аналитика. А все остальные - недочеловеки. Чернуха - это все, на что способны СМИ Шестуна. Это мы и почитаем в предвыборный период, скорее всего, в его газете «Ока-инфо», услышим на его радиостанции «Ока ФМ».
Шелудяковы тоже подключат свои СМИ, их много: газета Красный МИГ, Авторадио, Русское радио, Лав радио, РЕН ТВ - все, что им вместе с сотрудниками продал депутат Михаил Шульга. Здесь будут восхвалять угодных «своих» депутатов и проворовавшийся «Ремонтник», будут давать «дельные» советы жителям.
Ермаков тоже не дремлет, печатает газету «Выбирай Ермакова», ходит по дворам с «ЖКХ-контролем» и раздает предвыборные лавочки. Зачем все это, я уже говорил. Его сильно поддерживает Шестун, видимо, за обещанные городские куски в будущем. Всем известно, что Шестун давно и сильно хочет сквер со львами, чтобы построить там администрацию района с вертолетной площадкой на крыше. На самом деле там, скорее всего, появится очередной магазин «Браво». В правительстве Кузнецов ему этот кусок обещал, да не смог дать, я был категорически против, вся надежда у Шестуна теперь на Ермакоксандр Шестун двигает Ермакова на пост главы города. Бизнес-партнеры по жизни готовы к разделу Серпухова пополам. Злые языки утверждают, что особняк в бору Шестуну в качестве подарка выстроил Ермаков.
Ермаков поработал своими деньгами и в «сторону» моего снятия с должности. Я уверен, что Губернатор о таких мелочах даже не знает. Вот и вопрос: почему же область предпочитает опираться не на общенародно избранного мэра города, а на олигарха?
- Вы - опытный политик, что вы видите в городе за месяц до выборов?
- Я вижу прежде всего «ловкие очумелые руки» управления по внутренней политике Правительства области. В Серпухов приезжают на работу заместителями и.о.главы совершенно случайные люди. Они даже никогда не работали по профилю. Это говорит о единственном принципе отбора - принципе личной преданности. Серпуховичам, наверное, не очень приятно будет видеть целые автобусы чиновников, курсирующие между Подольском и Серпуховом. Дошло до того, что даже наши водители стали нехороши. Увольняют простых работяг, берут подольских, не знающих город, что для водителя вообще-то является определяющим.
«Быдло»-народ не должен ходить в администрацию, когда там сидят такие важные чиновники. И не должен чиновник ездить на «простых» номерах автомобиля: ни нарушить, ни сплошную пересечь...Видимо, по его мнению, в городе больше делать нечего. Все ремонты и благоустройство, которое сейчас идет, было запланировано еще в прошлом году, осмечено, профинансировано из бюджета и будет выполнено. Конкурсы прошли еще в марте-апреле. А что людям ждать в следующем? Где работа и планы на будущее? Только ремонт администрации да захват сильнейших предприятий города: Теплосети и Электросети. Все. Это очень тревожный признак, даже страшный.
- В городе подозрительно тихо пока. Когда грянет буря?
- За 28 дней до голосования, до 13 сентября. Сейчас пока агитировать рано. Кандидаты уведомили о своих намерениях, теперь их документы будут проверяться, потом они будут зарегистрированы. И начнут агитировать согласно закону. Но кривая агитация, конечно, уже есть. Это «ЖКХ - контроль» Ермакова. Мальчики ходят по дворам, записывают желания жителей в блокнотики и намекают на то, что их фамилии надо запомнить и за них проголосовать. А они в будущем выполнят пожелания людей.
- В этот раз нас впервые ждут «кривые» выборы. Расскажите, что же мы будем выбирать?
- Люди будут выбирать депутата. Получат в день голосования один избирательный бюллетень, в котором выберут одного кандидата. Всего округов у нас 25, и депутатов соберется в созыве тоже 25. Избранные депутаты среди друг друга будут выбирать председателя. Он же станет и главой города. Жители города больше главу города не выбирают. Их этой возможности лишили, несмотря на протесты большинства населения.
Изменились и права этого главы- председателя. Он может только лишь собирать совет, проводить совет, «торговать лицом за город» и все. Решать городские вопросы будет сити-менеджер, которого поставит область. За примерами далеко ходить не надо: Протвино и Чеховский район уже этих сити не только получили, но и погнали. Нас ждет та же история. Не факт, что сити станет Жариков.
- Зачем у Серпухова забирают предприятия?
- И даже из этой истории торчат уши Шестуна. Область придумала такую штуку под названием «единый тариф». Было принято решение консолидировать убыточные предприятия, которыми не может управлять муниципалитет. То есть как раз предприятия ЖКХ Серпуховского района, где 8 банкротств подряд уже произошло. «Раз не можете навести порядок, отдавайте котельные в счет долга».
К Шестуну приехали по указке из области и увидели, что его дряхлое хозяйство стоит копейки, потому что воровали годами и все развалили, накопив больше миллиарда долга. Тогда Шестун посоветовал обратить взор на Серпухов, где все в порядке, работает и успешно приносит прибыль.
То есть город вкладывал инвестиционную копеечку (в тарифе заложена инвестиционная составляющая, которую каждый житель платил), работал, ремонтировал, модернизировал, строил, чтобы жителям города поставлялся только самый качественный продукт в срок и без перебоев и по низкой цене (КПД новых котельных позволяет снижать стоимость тепла), а район воровал все эти годы, и вот вам нате: тариф одинаковый. Их разруха уравновесит наш прогресс. Вместо наказания виновных в воровстве и разрухе - объединить как в анекдоте: «цель революции, чтобы не было богатых. А я думал, чтобы не было бедных».
Ведь муниципальное предприятие принадлежит городу, а значит - его жителям. Вот и спросила бы новая власть: хотите продать Теплосеть за миллиарды рублей? Сделать Серпухов Швейцарией за эти деньги? Так ведь отбирают даром, даже не покупают успешное предприятие!
- Павел Николаевич, как вы видите себя на этих выборах?
- Раз предлагается людям схема «кривых» выборов, я их буду расценивать, как выборы прямые. Мое присутствие необходимо на каждом округе. Я знаю свой рейтинг, меня поддерживают горожане. Поэтому я принял решение не регистрироваться самому, а биться за весь город, то есть я стану доверенным лицом тех кандидатов, которых поддерживаю. Если бы я зарегистрировался кандидатом по Ногинке, я бы прошел в депутаты, но скорее всего - один. А один в поле не воин. Рейдеры и олигархи показывали бы мне фиги и крутили городом, дербаня его и растаскивая. Этого допустить нельзя.
- Можно ли считать такое решение концом Вашей политической карьеры?
- Я не пойду в первый класс снова. Я прошел это все, десять лет отдав политике и постоянной борьбе, уже был и депутатом, и Главой города. Я не вижу в новых условиях применения себя в старом качестве. Знаю точно, что в 2016 году будут выборы в объединенный регион. Все-таки политическое решение принято, и объединение Серпухова, Серпуховского района, Пущино и Протвино состоится. Соответственно и выборы будут снова. Загадывать трудно и я оставляю себе развязанные руки для будущей борьбы. Через год - выборы в Мособлдуму и Госдуму. Возможно, я приму решение баллотироваться туда. На местном уровне влиять на ситуацию с уголовными делами на невиновных, с отказом от возбуждения уголовных дел в отношении воров, на захваты предприятий, на изменение системы выборов «сверху» нельзя. Я буду полезнее городу, если смогу действительно влиять на ситуацию.
- Спасибо за откровенный разговор. Надеемся на его продолжение.