Наш Серпухов

Наш Серпухов

Сайт города Серпухов: новости и события.

Home Моя информационная газета В городе С «Так видят вечность изнутри…»

«Так видят вечность изнутри…»

E-mail Печать PDF

 «Так видят вечность изнутри…»6 августа в Музейно-выставочном центре начала работать ретроспективная выставка «Александр Иванович Курочкин. Живопись, графика. Памяти художника».

Горько читать такие слова - «памяти художника»… Тем более - о человеке, которого хорошо знали в Серпухове. В его послужном списке были одиннадцать лет работы директором художественной школы, девять лет он возглавлял историко-художественный музей, преподавал в педагогическом колледже… Он получал призы и дипломы на международных, всероссийских и региональных выставках. Принимал участие в восстановлении Высоцкой обители, и именно в годы его директорства музею был передан старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы, который надо было реставрировать и открывать в нём филиал с экспозицией интерьера старообрядческой церкви. Но какими бы важными не были его деяния, он находил и время, и уголок, чтобы писать. Живопись он не бросал никогда.

Александр Иванович был человеком немногословным, несуетным и очень сдержанным в эмоциях, но кончиком своей кисти он был способен передать богатейшую палитру чувств. В пору директорства его мягкий характер допускал разномыслие, и сотрудники могли иметь точку зрения, отличную от его собственной. Едва ли кто видел его в ярости, раздражении, депрессии. А вот взгляд внутрь себя - обязательный штрих к его портрету.

 «Так видят вечность изнутри…»В жизни каждого человека есть события, определяющие судьбу. Для шестнадцатилетнего Саши Курочкина такая судьбоносная встреча произошла в Мелихове. В 1964 году создатель музея-заповедника А.П. Чехова Юрий Константинович Авдеев был единственным профессиональным живописцем в районе. Когда Курочкин попросился к нему в ученики, фронтовик, потерявший на войне зрение, не отказал юноше, не сослался на занятость, груз музейных забот, на проблемы со здоровьем. Дважды в неделю, по вечерам, после школы Саша приезжал заниматься рисунком, а по воскресеньям они ходили на этюды по мелиховским окрестностям.

- Только художник может увидеть голубым мартовский снег, - сказал учитель,  оценивая Сашины пейзажи. - Так видят вечность изнутри.

Редко бывает так, что художник любит все материалы, уверенно и увлечённо чувствует себя во всех техниках, во всех жанрах, а Александр Иванович и любил, и чувствовал, и умел. Доводилось ему писать и каналы Венеции, и замки Баварии. Но больше всего  любил он русский север и по-своему раскрывал философию северных ландшафтов. Образы родной страны получались у него более эпичными и содержательно многоплановыми. Художественный язык этих его полотен лишен внешнего пафоса, он убедительно правдив, обстоятелен и кристально чист.

Подобно поэзии, которая всегда трансляция смысла, особая форма не только выражения, но и познания,  так и пленительный язык его пейзажей раскрывают душу автора. У каждой картины, особенно той, что написана с натуры, всегда есть своя история, свои чувства, незабываемые  впечатления и ассоциации, которые долго живут в памяти художника. А уж уголки чеховской усадьбы, и особенно мелиховский храм, он писал многократно, во все времена года, утром и вечером, днём и ночью.  Эти его работы можно увидеть и на нашей выставке.

 «Так видят вечность изнутри…»Все его пейзажи  полны волнующего лиризма, тонкой грусти и какой-то пронзительной недосказанности. В живописном полотне «Тарусские дали» сквозь пронзительно-золотистую листву, осыпавшую куст на переднем плане, по-особому звучит главная мелодия, исходящая из  синего цвета покоя и размышления. …

Ещё более обширная и плодотворная область творчества Александра Ивановича - архитектурный ландшафт. Творения древних зодчих и современные домики провинциальных городов и деревень на его полотнах воспринимаются в первую очередь как мироздание, в котором веками формировался национальный характер русского человека, и в этом минувшем так уютно душе. В живописных видах Троице-Сергиевой лавры  будто задержалось дыхание средневековья и 1950-х годов (пятилетним ребёнком будущий художник впервые увидел завораживающую панораму Загорска). И такое сосуществование нескольких временных измерений, в которые можно погрузиться, изумляет.

Старые улочки, старые дворики привлекали его внимание в Великом Устюге, в Архангельске, в Вологде, в Коломне. Когда-то разглядел он дивный «итальянский дворик» на 2-й улице Революции в Серпухове, дворик на Мосфильмовской улице в Москве. В Серпухове и его окрестностях, пожалуй, трудно найти церковь, старинный особняк или просто подворотню, замечательную своей индивидуальной неповторимостью, которые бы не стали объектом изображения в картинах Курочкина. А как он любил Пушкиногорье!..

 «Так видят вечность изнутри…»Философия предметного мира не может не подчинять, если ты был причастен когда-то к музейной деятельности. В своих многочисленных натюрмортах Александр Иванович сумел раскрыть души предметов, он восхищается красотой и многообразием предметного мира, и в первую очередь - вещей рукотворных, согретых теплом незримого человеческого присутствия. Лукаво подмигивала на входной двери его мастерской блестящая металлическая табличка «Музей-квартира «Палата №6», и прямо с порога захватывал неповторимый предметный мир. На деревянных полках дружелюбно соседствовали друг с другом старинные керосиновые лампы и подсвечники, туеса и короба, лукошки и корзины, горшки и кувшины, графинчики  и аптечные пузырьки причудливых форм, угольный утюг и ручная кофейная мельница. Соединившись, старые предметы превращались в постановочные композиции для учеников  А.И. Курочкина, приходивших писать натюрморты.  Засушенные цветы и растения, вазочки, лапти, ракушки становились поводом для размышлений о безмолвных свидетелях былого.

Однажды друг-художник Алексей Простяков отдал ему старую скрипку неизвестного мастера, к ней неожиданно и очень удачно вписался старинный массивный ключ, будто от монашеской кельи, а затем в композицию попросился лист из древней книги на церковно-славянском. Так появился особый, метафорический, смысл философского натюрморта «Время и музыка», в 1980 году представленного на Всесоюзной выставке.  Правда, сам художник историю создания картины рассказывал несколько иначе:

 «Так видят вечность изнутри…»- О спонтанных и концептуальных метафорах я как-то не думал, просто та старинная скрипка была необыкновенно красива, и её невозможно было не написать. А созвучные предметы сами пристроились к ней, пока я писал и размышлял о быстротечности времени. С годами начинаешь понимать, что жизнь даётся для того, чтобы понять её смысл и тайну и поделиться своими познаниями с другими…

И ещё об одном жанре невозможно не сказать, когда вспоминаешь творчество этого многогранного художника. Когда-то жена директора Мелиховского музея-заповедника Авдеева – Любовь Яковлевна  напутствовала юного художника: «Писать надо что-то значительное. Например, музейные интерьеры».

В закадровом пространстве музейных залов, перенесённых на полотно, словно притаились захватывающие истории. Интерьеры - особая художественная среда, потому А.И. Курочкин всегда любил их писать. Прекрасна его серия, посвящённая интерьерам Серпуховского историко-художественного музея, - она есть на выставке. В период директорства в одном из залов, которые долгое время были закрыты из-за протёкших потолков, он соорудил мастерскую, поставил мольберт и писал, когда это было возможно, иногда задерживаясь допоздна. А в последние годы он вернулся к воплощению мелиховских интерьеров и обогатил новой серией живописную чеховиану.

На открытии последней персональной выставки русского художника Александра Ивановича Курочкина в музее «Усадьба «Лопасня-Зачатьевское» собралось очень много почитателей его творчества, у его ног возникла гора букетов. Тогда не думалось, что через тридцать три дня после вернисажа писать о нём придётся в прошедшем времени. Как хорошо, что столько цветов успели подарить художнику, когда он был ещё жив!..

Ольга Острецова,

сотрудник Музейно-выставочного центра

 

твиттер Народныго наблюдателяНародный наблюдатель вконтактеНародный наблюдатель страница в одноклассникахНародный наблюдатель страница на фейсбукканал на youtube

Выборы - вся правда о депутатах Серпухова


Баннер
Баннер
Баннер

Моя информационная газета Южное Подмосковье читать

Цитата

Ну как доверить депутатам решение такого важного вопроса? Они же без конца между собой ругаются, никакого позитива, работы никакой – одни склоки. Только прямые выборы!
Зоя Емельяновна и Николай Максимович Бабенковы, микрорайон им. Ногина