Наш Серпухов

Наш Серпухов

Сайт города Серпухов: новости и события.

Home Моя информационная газета В городе С «Так видят вечность изнутри…»

«Так видят вечность изнутри…»

E-mail Печать PDF

 «Так видят вечность изнутри…»6 августа в Музейно-выставочном центре начала работать ретроспективная выставка «Александр Иванович Курочкин. Живопись, графика. Памяти художника».

Горько читать такие слова - «памяти художника»… Тем более - о человеке, которого хорошо знали в Серпухове. В его послужном списке были одиннадцать лет работы директором художественной школы, девять лет он возглавлял историко-художественный музей, преподавал в педагогическом колледже… Он получал призы и дипломы на международных, всероссийских и региональных выставках. Принимал участие в восстановлении Высоцкой обители, и именно в годы его директорства музею был передан старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы, который надо было реставрировать и открывать в нём филиал с экспозицией интерьера старообрядческой церкви. Но какими бы важными не были его деяния, он находил и время, и уголок, чтобы писать. Живопись он не бросал никогда.

Александр Иванович был человеком немногословным, несуетным и очень сдержанным в эмоциях, но кончиком своей кисти он был способен передать богатейшую палитру чувств. В пору директорства его мягкий характер допускал разномыслие, и сотрудники могли иметь точку зрения, отличную от его собственной. Едва ли кто видел его в ярости, раздражении, депрессии. А вот взгляд внутрь себя - обязательный штрих к его портрету.

 «Так видят вечность изнутри…»В жизни каждого человека есть события, определяющие судьбу. Для шестнадцатилетнего Саши Курочкина такая судьбоносная встреча произошла в Мелихове. В 1964 году создатель музея-заповедника А.П. Чехова Юрий Константинович Авдеев был единственным профессиональным живописцем в районе. Когда Курочкин попросился к нему в ученики, фронтовик, потерявший на войне зрение, не отказал юноше, не сослался на занятость, груз музейных забот, на проблемы со здоровьем. Дважды в неделю, по вечерам, после школы Саша приезжал заниматься рисунком, а по воскресеньям они ходили на этюды по мелиховским окрестностям.

- Только художник может увидеть голубым мартовский снег, - сказал учитель,  оценивая Сашины пейзажи. - Так видят вечность изнутри.

Редко бывает так, что художник любит все материалы, уверенно и увлечённо чувствует себя во всех техниках, во всех жанрах, а Александр Иванович и любил, и чувствовал, и умел. Доводилось ему писать и каналы Венеции, и замки Баварии. Но больше всего  любил он русский север и по-своему раскрывал философию северных ландшафтов. Образы родной страны получались у него более эпичными и содержательно многоплановыми. Художественный язык этих его полотен лишен внешнего пафоса, он убедительно правдив, обстоятелен и кристально чист.

Подобно поэзии, которая всегда трансляция смысла, особая форма не только выражения, но и познания,  так и пленительный язык его пейзажей раскрывают душу автора. У каждой картины, особенно той, что написана с натуры, всегда есть своя история, свои чувства, незабываемые  впечатления и ассоциации, которые долго живут в памяти художника. А уж уголки чеховской усадьбы, и особенно мелиховский храм, он писал многократно, во все времена года, утром и вечером, днём и ночью.  Эти его работы можно увидеть и на нашей выставке.

 «Так видят вечность изнутри…»Все его пейзажи  полны волнующего лиризма, тонкой грусти и какой-то пронзительной недосказанности. В живописном полотне «Тарусские дали» сквозь пронзительно-золотистую листву, осыпавшую куст на переднем плане, по-особому звучит главная мелодия, исходящая из  синего цвета покоя и размышления. …

Ещё более обширная и плодотворная область творчества Александра Ивановича - архитектурный ландшафт. Творения древних зодчих и современные домики провинциальных городов и деревень на его полотнах воспринимаются в первую очередь как мироздание, в котором веками формировался национальный характер русского человека, и в этом минувшем так уютно душе. В живописных видах Троице-Сергиевой лавры  будто задержалось дыхание средневековья и 1950-х годов (пятилетним ребёнком будущий художник впервые увидел завораживающую панораму Загорска). И такое сосуществование нескольких временных измерений, в которые можно погрузиться, изумляет.

Старые улочки, старые дворики привлекали его внимание в Великом Устюге, в Архангельске, в Вологде, в Коломне. Когда-то разглядел он дивный «итальянский дворик» на 2-й улице Революции в Серпухове, дворик на Мосфильмовской улице в Москве. В Серпухове и его окрестностях, пожалуй, трудно найти церковь, старинный особняк или просто подворотню, замечательную своей индивидуальной неповторимостью, которые бы не стали объектом изображения в картинах Курочкина. А как он любил Пушкиногорье!..

 «Так видят вечность изнутри…»Философия предметного мира не может не подчинять, если ты был причастен когда-то к музейной деятельности. В своих многочисленных натюрмортах Александр Иванович сумел раскрыть души предметов, он восхищается красотой и многообразием предметного мира, и в первую очередь - вещей рукотворных, согретых теплом незримого человеческого присутствия. Лукаво подмигивала на входной двери его мастерской блестящая металлическая табличка «Музей-квартира «Палата №6», и прямо с порога захватывал неповторимый предметный мир. На деревянных полках дружелюбно соседствовали друг с другом старинные керосиновые лампы и подсвечники, туеса и короба, лукошки и корзины, горшки и кувшины, графинчики  и аптечные пузырьки причудливых форм, угольный утюг и ручная кофейная мельница. Соединившись, старые предметы превращались в постановочные композиции для учеников  А.И. Курочкина, приходивших писать натюрморты.  Засушенные цветы и растения, вазочки, лапти, ракушки становились поводом для размышлений о безмолвных свидетелях былого.

Однажды друг-художник Алексей Простяков отдал ему старую скрипку неизвестного мастера, к ней неожиданно и очень удачно вписался старинный массивный ключ, будто от монашеской кельи, а затем в композицию попросился лист из древней книги на церковно-славянском. Так появился особый, метафорический, смысл философского натюрморта «Время и музыка», в 1980 году представленного на Всесоюзной выставке.  Правда, сам художник историю создания картины рассказывал несколько иначе:

 «Так видят вечность изнутри…»- О спонтанных и концептуальных метафорах я как-то не думал, просто та старинная скрипка была необыкновенно красива, и её невозможно было не написать. А созвучные предметы сами пристроились к ней, пока я писал и размышлял о быстротечности времени. С годами начинаешь понимать, что жизнь даётся для того, чтобы понять её смысл и тайну и поделиться своими познаниями с другими…

И ещё об одном жанре невозможно не сказать, когда вспоминаешь творчество этого многогранного художника. Когда-то жена директора Мелиховского музея-заповедника Авдеева – Любовь Яковлевна  напутствовала юного художника: «Писать надо что-то значительное. Например, музейные интерьеры».

В закадровом пространстве музейных залов, перенесённых на полотно, словно притаились захватывающие истории. Интерьеры - особая художественная среда, потому А.И. Курочкин всегда любил их писать. Прекрасна его серия, посвящённая интерьерам Серпуховского историко-художественного музея, - она есть на выставке. В период директорства в одном из залов, которые долгое время были закрыты из-за протёкших потолков, он соорудил мастерскую, поставил мольберт и писал, когда это было возможно, иногда задерживаясь допоздна. А в последние годы он вернулся к воплощению мелиховских интерьеров и обогатил новой серией живописную чеховиану.

На открытии последней персональной выставки русского художника Александра Ивановича Курочкина в музее «Усадьба «Лопасня-Зачатьевское» собралось очень много почитателей его творчества, у его ног возникла гора букетов. Тогда не думалось, что через тридцать три дня после вернисажа писать о нём придётся в прошедшем времени. Как хорошо, что столько цветов успели подарить художнику, когда он был ещё жив!..

Ольга Острецова,

сотрудник Музейно-выставочного центра

 

твиттер Народныго наблюдателяНародный наблюдатель вконтактеНародный наблюдатель страница в одноклассникахНародный наблюдатель страница на фейсбукканал на youtube

Выборы - вся правда о депутатах Серпухова


Баннер
Баннер
Баннер

Моя информационная газета Южное Подмосковье читать

Цитата

А мне кажется, люди пойдут на выборы, зря боимся низкой явки. Вопрос-то каждого касается. Депутатов мы, конечно, тоже сами выбираем, но их же всего 25. Впрочем, если там, «наверху», сомневаются, давайте проведём референдум
Валентина Якимова, «Седо»