Наш Серпухов

Наш Серпухов

Сайт города Серпухов: новости и события.

Home Моя информационная газета Удивительное рядом Илья Дюков: благородный академизм и эксперимент в скульптуре

Илья Дюков: благородный академизм и эксперимент в скульптуре

E-mail Печать PDF

Илья Дюков скульптор и живописец «Скульптор, живописец и автор» - так определяет свое призвание Илья Дюков, выставка работ которого представлена в Музейно-выставочном центре. В  свои 36 лет он  является членом Союза художников России, Московского Союза художников, международной организации охраны памятников культуры IKOMOS при ЮНЕСКО. Его вдохновляют античная скульптура – бессмертная греческая классика, работы скульпторов эпохи эллинизма, в особенности Пергамский алтарь и, конечно, скульптурные шедевры Микеланджело Буонарроти.

Илья Дюков родился и вырос в Серпухове. В художественную школу имени Бузовкина (тогда еще она называлась просто ДХШ) пошел рано, был одним из самых младших ее учеников. Потом учился на художника кино во ВГИКе, но, почувствовав, что предназначение его иное, в 2000 году поступил на факультет скульптуры  в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В 2010 году там же окончил искусствоведческую аспирантуру, занимаясь вопросами градостроительства. В своей диссертации он  разрабатывает революционную идею – «облик города как отражение веры его жителей».

Увлечение архитектурой у Ильи не случайное, важную роль в его жизни играл отец – Вячеслав Дюков, архитектор, художник, невероятно цельный и талантливый человек, ушедший из жизни несколько лет назад. Вячеслав Гаврилович очень любил свой город и искренне радел за его судьбу, борясь с застройкой исторического центра  (в 90-е годы он был главным архитектором Серпухова). Решением Ильи было представить на своей первой персональной выставке и несколько работ отца. Среди них автопортрет архитектора и четыре графические работы, а также две скульптуры – всё это подчеркивает многогранность творческой натуры. В несколько фантазийных городских пейзажах большое внимание уделено архитектуре – знакомые серпуховичам места, изображенные такими, какие они  запечатлены в сердце художника. Особенно интересна работа«Город моего детства. Весна», насыщенная деталями и созданная по детским воспоминаниям Вячеслава Дюкова…

Скульптор, живописец и автор» - так определяет свое призвание Илья Дюков

Любовь к родному городу перешла от отца к сыну. Илья любит повторять: «отец – мой фундамент, именно он был моим первым и главным учителем, он научил меня смотреть на вещи как ученый и как художник».

Впервые  горожане услышали имя Ильи Дюкова, когда он представил свой проект памятника основателю города  князю Владимиру Андреевичу Храброму на конкурс монумента для площади перед ДК «Россия». И хотя на постамент водрузили скульптуру другого автора, Илья продолжил работать над этим образом. На выставке  представлен новый проект памятника. Работая над ним, скульптор поднял огромный пласт исторической литературы, консультировался со специалистами – историками и священнослужителями.

- Нам повезло, что у нас такой предок – главный герой Куликовской битвы. Известно, что именно он водрузил знамя победы, в XIV веке чеканились монеты с изображением Владимира Храброго как раз со знаменем, – рассказывает Илья.

Поэтому и образ такой – воина, победителя и в то же время человека православного, скорбящего по погибшим в битве. Это проект монумента на Куликово поле, статуя планируется трехметровой.  А идея установки принадлежит православному военно-патриотическому клубу имени князя Владимира Храброго, активно поддерживается и прорабатывается игуменом Алексием (Горлычевым), духовником клуба, благочинным Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

Для экспонирования скульптор выбрал камерный зал МВЦ, и, несмотря на наши опасения, что, дескать, скульптуре нужно больше воздуха, Илья настоял на своем и не ошибся. Когда все скульптуры заняли свои места, а живопись с графикой «обрамили» парад скульптурных полководцев нашего Отечества, – стало окончательно ясно, что всё удалось. Художник не учёл лишь, что будет столько желающих прийти на открытие выставки. Но, видимо, сама личность скульптора подстегнула интерес.

Скульптор, живописец и автор» - так определяет свое призвание Илья Дюков

Известно, что его Дмитрий Донской, созданный для Дмитрия Медведева, когда тот был Президентом, стоял в Кремле; представленные на выставке бюст Пётр I  сделан для Петербурга; рельеф с мурзой Четом – для Костромского монастыря. А со скульптурой Константина Великого вообще связана история с установкой её в Италии, о чем хлопотали сам Илья Глазунов и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На этой выставке мы не увидим ничего шокирующего взгляд, нуждающегося в разъяснении – всё предельно ясно, ведь Илья Дюков – последователь академических традиций. В его работах сильна школа академии Ильи Глазунова, правда, она же и несколько сдерживает руку молодого амбициозного скульптора. Среди изображённых – сплошь идеальные люди, идеальные тела, всё это радует глаз и в сердце отзывается невероятной гордостью за нашу историю и, конечно, за нашего земляка, который столь мастерски умеет справиться с объемом.

Главная тема творчества Ильи – историко-патриотическая, а лейтмотив, рожденный из глубокого увлечения художника философией Платона, – человек идеальный. Среди скульптур, привезенных на выставку, есть экспериментальная работа, продолжающая идеалистические искания художника. Назовем её «Тело, парящее в пространстве», хотя, как признается сам автор, у него для этой работы нет названия, но высказывается о ней он очень эмоционально:

- Это в моем понимании и есть абстракция! То, что делает Кандинский, ни кто-то еще из каких-то палочек, геометрических фигур и пятен – НЕ абстракция. Здесь мы видим просто тело человека, оно абстрагировано от темы, он не прыгун, он никуда не указывает, эта скульптура бессодержательна. Конечно, это абсолютная антитеза того, что я делаю, но мне это нравится, я хочу развивать это направление в своем творчестве.

Представил Илья на выставке  и свои учебные штудии – рисунок обнаженной натуры. Среди живописных работ – пейзажи, выполненные за годы обучения в Академии, и более поздние работы в авторской технике с тончайшим живописным слоем, с эффектом  будто распыленной краски. А сакраментальным портретом матери Илья даже ввёл в заблуждение почтенную публику. Представив сою маму в монашеском облачении, художник отразил состояние ее души, ее особую религиозность. (Лариса Семеновна  Дюкова  – староста Высоцкого Серпуховского монастыря – удивительная женщина, посвятившая жизнь служению Богу.)

Увлечение философией Платона отразилось и в живописной работе «Эйдос».  Аллегорический образ Идеи Ильи Дюкова - невозмутимо парящая над миром, с одной стороны, как бы недосягаемая, но в то же время явленная, как некая точка стремления. Неспроста автор отмечает эту работу как самую любимую, по велению этой Идеи рождаются его скульптуры физически и духовно идеальных людей.

Вот такой замечательный скульптор, наш, серпухович… Почему  же в нашем городе нет ни одной скульптуры его авторства?!  Почему так мало в Серпухове талантливых  памятников, хотя так много мест, где они могли бы стоять? Каким образом богатый творческий потенциал наших земляков направить на созидание, к примеру, новых монументов? Все эти вопросы планируется рассмотреть на предстоящей творческой встрече с художником в рамках выставки, которая  продлится до 17 апреля.

 

твиттер Народныго наблюдателяНародный наблюдатель вконтактеНародный наблюдатель страница в одноклассникахНародный наблюдатель страница на фейсбукканал на youtube

Выборы - вся правда о депутатах Серпухова


Баннер
Баннер
Баннер

Моя информационная газета Южное Подмосковье читать

Цитата

Конечно, жители должны выбирать и Главу, и депутатов. Мы живём в этом городе, нам и решать
Работники завода «Металлист»,

Последние комментарии

Скачать газеты в PDF