Наш Серпухов

Наш Серпухов

Сайт города Серпухов: новости и события.

Home Моя информационная газета Разговор по существу Музейно-выставочный центр: вчера, сегодня, завтра

Музейно-выставочный центр: вчера, сегодня, завтра

E-mail Печать PDF

Анатолий  Редькин,  директор МУК «МВЦ»Музейно-выставочный центр - это муниципальное учреждение культуры, состоящее на содержании города и использующее городское имущество. Руководством к деятельности является муниципальный заказ, суть которого сводится к очень простой формуле – улучшение и расширение музейно-выставочных услуг. Как улучшать, как привлечь горожан к участию в своей сфере деятельности – это вопрос профессионализма и гражданской ответственности коллектива и руководителя учреждения.

Начиная серьёзный разговор о планах развития Музейно-выставочного центра, сразу же  хочется задать серьёзную тональность этому обсуждению. А для начала краткая информация о пройденном пути:

- Образован в 1995 г. как «Выставочный зал».

- В 2005 г. изменён статус учреждения. В целях расширения сферы деятельности он переименован в «Музейно-выставочный центр». Материальных возможностей не прибавилось, хотя вниманием городские власти не обходили.

- В самом конце 2011 г. был изменён тип муниципального учреждения на муниципальное КАЗЁННОЕ учреждение. Утверждены новый устав и штатное расписание. Это была как бы общая тенденция, продиктованная долгами, доставшимися по наследству, но реально статус упал. Дальнейший подъём пришлось  начинать с очень низкого старта.

- 1 июля 2012 г.  я был назначен директором  по контракту. Постановка задачи со стороны города: сохранение лучшего, расширение сферы услуг, повышение качества и количества работы. Звучит корректно и правильно. Вопрос: как это сделать? Ясно было одно: нужен комплексный серьёзный проект, чтобы можно было вести конкретный разговор с убедительными выкладками. Уже осенью того же года мы провели эмоционально-образную презентацию проекта «Реконструкция МВЦ». Оговорка «эмоционально-образная» не случайна. При ближайшем рассмотрении тема оказалась такой масштабной и многогранной, что коротко и ясно рассуждать о ней не получится. Можно только первый эскиз набросать. Его мы и представили.

Главное было обозначить начало движения, видение перспектив. Это получилось. Хотя, конечно,  мы смогли затронуть лишь часть, лишь общими штрихами. С другой стороны, нельзя было требовать какого-то глубокого понимания, хотя бы потому, что оказались не готовы к такому масштабному подходу. Отвыкли, и не верилось уже ни тем, которые внизу, ни тем, кто в руководстве, что можно что-то в принципе изменить.

Материальное стимулирование здесь не слишком работает, поскольку зарплаты в культуре самые низкие в стране. Муниципальный бюджет вынуждает экономить, где только можно, сокращая финансирование, урезая штаты. Соответственно, работники культуры, опасаясь за своё рабочее место, смиренно втискиваются в заданные пределы и не «вякают». «Стимул» по-гречески – палка, которой погоняют быков. В данном случае это просто палка, которая загоняет в угол. Угроза сокращения не слишком вдохновляет. Куда бежать и зачем -  непонятно.  Всем известно, что культура не может быть самоокупаемой. В то же время известно, что денег в бюджете мало. Что делать? Всё, полный ступор.

Однако культура по определению ДОТАЦИОННА! ВСЕГДА! ВЕЗДЕ! Эта  азбучная истина доказана всем ходом человеческой истории. Так же, как доказана взаимозависимость вложений в культуру и отдачи от неё в виде общего уровня общественного сознания.

Чем менее придают значение культуре, отводя ей роль развлекательно-досуговую, тем упрощённее действует этот инструмент и тем примитивнее результат.

Если есть осознание культуры как социально необходимого фактора, влияющего и на интеллектуальную составляющую общества, то делаются необходимые вложения со стороны государства  и со стороны членов общества. То есть существует некий парадокс: принижая значимость культуры и ограничивая её содержание, мы тем самым признаём свою ограниченность в культурном воспитании. И, главное, ограничиваем возможности следующего поколения продвинуться далее нас.  Получается не прогресс, а деградация.

Мифы перестроечного периода о самоокупаемости культуры живучи. Но тогда этот тезис возник от бедности  и как альтернатива разрушающемуся советскому наследию. Отметим, что в СССР принципиально приоритетную роль культуры прекрасно понимали и без внимания не оставляли. Страна называлась социалистической.

При рыночной экономике роль культуры не меняется. Идеологические задачи разные, а цель та же – стабилизация социума и интеллектуально-нравственный прогресс общества.

Ставя перед собой большие цели реконструкции, мы должны одновременно поднимать и решать целый ряд проблем. А для этого нужна коллективная мозговая атака - чтобы правильно и планомерно выстраивать свою линию развития.  Суть её в том, что мы хотим перейти из категории досугового учреждения, то есть необязательного (можно сходить, а может и не надо), в категорию востребованного, то есть необходимого. Но чтобы «гнуть» свою линию, надо понять, кому это ещё нужно? Есть ли спрос на наше предложение? Или способны ли мы выявить или сформировать этот спрос?

 Определить свою нишу деятельности – это нормальный рыночный подход. Ничего странного. Вот есть некое учреждение культуры, которое предоставляет потребителю, то есть клиенту-посетителю, некий продукт своего труда. И, кстати, берёт за это плату. И в плане подачи и продвижения продукта многие законы рыночной экономики здесь вполне применимы. Отличие в существе продукта и его целенаправленности. Речь идёт о формировании свободной личности, эстетического, гражданско-правового, политического сознания и укреплении общественных устоев и государственности в целом.

Значимость этого вклада трудно переоценить. Это в любом случае дороже отпускаемых бюджетных средств. На ЖКХ не скупимся, в дороги вбухиваем, а на укрепление собственных фундаментов жалеем. Потому и дом постоянно шатается. Не на деньгах и штыках стоят государства, а на сознании законов, на воле к жизни.

Весь этот пафос воплощается в очень прозаических, реальных вещах -  небольших экспозициях, компактных и недорогих. В конкретной интерактивной работе.

Этой сложной,  многогранной работой должны заниматься профессионалы. Президенты, губернаторы, мэры теориями не занимаются, программ и манифестов не пишут. Задача лидера -  определять направление или следовать ему (в зависимости от своего калибра), правильно выбрать и поддержать идею. Далее уже технология.

Собственно, выбор нашими высшими эшелонами власти сделан - он подсказан всем предыдущим политическим опытом. В современных условиях новую остроту приобретает проблема формирования исторического сознания,  и  здесь музеи являются важнейшим инструментом.

За полтора года в стране открыто 36 новых музеев и 65 реконструировано. Московская область здесь на лидирующих позициях.

Каково наше амплуа? Сохраняем и развиваем выставочное направление в объёмах и в ассортименте (это более 35 разнообразных выставок в год). Но особое значение придаётся работе над постоянной экспозицией. Создан музейный отдел. Пришли новые энергичные люди. Открыта новая экспозиция «Россия-СССР-Россия. XX век». Следующий этап – реконструкция старой выставки «Мир русской деревни». Задумана грандиозная историко-культурологическая панорама «Русь-Россия. X-XX век».

Мы не краеведческий музей. Мы не собираемся и не можем конкурировать с историко-художественным музеем. Там огромное собрание исторических материалов, подробно представляющих разные этапы и периоды многовековой истории.  Наши  задачи  и сложнее, и проще. Сложность в небольшом количестве собранных экспонатов. Проще потому, что нам много и не надо. Мы идём другим путем. Мы создаём обобщённую картину отечественной истории крупными планами. Наше прошлое, как код памяти, запечатлено  в небольших ярких событиях, фактах, лицах. Есть люди-символы и события-символы. Они олицетворяют тот или иной момент нашей истории, часто с разной оценкой, но они общепризнаны в своей значимости.  Образно говоря,  это своеобразный штрих-код, подобно тому, торговому, с чёрно-белыми полосками и цифрами, по которому определяется номенклатура товара в магазинах. Очень вольная, конечно, аналогия, однако в нашем потребительском обществе вполне понятная.

Мы должны сделать свой продукт ярким, интересным, вкусным и… доступным для разных категорий потребителей - наших посетителей.  А главным нашим «клиентом» является подрастающее поколение,  главным  соучастником процесса должна быть школа.

Мы поможем понять и усвоить то, что преподают в школе, и то, о чём в классе не успевают сказать.

Мы делаем свой универсальный класс по историко-культурологическому образованию и патриотическому воспитанию. Слава богу, есть понимание в городском управлении и убеждение в коллективе, что мы находим правильный отклик на вызов времени. Призываем современников принять участие в разработке и практическом воплощении нашего проекта.

Анатолий  Редькин,

директор МУК «МВЦ»

 

твиттер Народныго наблюдателяНародный наблюдатель вконтактеНародный наблюдатель страница в одноклассникахНародный наблюдатель страница на фейсбукканал на youtube

Выборы - вся правда о депутатах Серпухова


Баннер
Баннер
Баннер

Моя информационная газета Южное Подмосковье читать

Цитата

Вот уже скоро полгода, как город наш сотрясают склоки. До выборов ещё долго, а сколько грязи вылили на Залесова! Да, проблем хватает, но только слепой не увидит и хороших перемен. Ругали Залесова за Питомник, да так, что я, старый человек, с Ногинки решил съездить посмотреть, что же за работы там ведутся. Вижу: дорожки асфальтируют, освещение прокладывают, лавочки устанавливают… А парк на Ногинке и вовсе превратили в жемчужину. Пруд вычистили, детские и спортивные площадки оборудовали… Летом какая же здесь была благодать! Да и сейчас народ гуляет. Я так думаю, есть категория людей, которым плохо, когда другим хорошо. Вот подняли эту тему депутаты: хотят сами Главу выбирать. Да занимайтесь вы своим делом: бюджет вовремя принимайте, за ценами в магазинах и аптеках следите – вон как их взвинтили!.. А Главу себе народ сам выберет
Анатолий Данилович Прокофьев, пенсионер, ветеран «РАТЕПа»